Власти готовят новый документ, который поможет строить платные дороги таким образом, чтобы движение по ним осуществлялось без заторов. С этой целью могут также поменять тарифы.
Сейчас бывают случаи, что водители, которые хотят сэкономить время, делают выбор в пользу платного участка трассы, а в итоге всё равно стоят в пробке. В госкомпании «Автодор», которая занимается платными дорогами в РФ, считают, что это следствие ошибок в расчётах интенсивности движения на этапе проектирования объекта. То есть сейчас зачастую дороги строят под меньший трафик.
Дело в том, что сейчас трафик при проектировании платных дорог рассчитывается с помощью «Руководства по прогнозированию интенсивности движения», этому документу уже 16 лет, так что можно смело сказать, что он устарел. К тому же в нём не учитываются максимальные нагрузки в часы пик, а также маятниковая миграция (то есть регулярные поездки населения из одного населённого пункта в другой).
Проблемы, в частности, проявляются на участке платной трассы М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях. Так, согласно составленному в 2013 году прогнозу, ежесуточный трафик на этом отрезке пути в 2021-ом должен был достичь отметки 15,3 тыс. машин, а в 2031 году – 20 тысяч. Однако уже в 2015-ом показатель достиг 25,4 тыс. автомобилей, причём в пиковое время он вырастает до почти 50 тыс. единиц, из-за чего на дорогах появляются пробки. В итоге «Автодору» пришлось «наращивать» число полос на пункте взимания платы (вместо 16 их стало 21).
В итоге госкомпания решила создать новый ГОСТ с методикой прогнозирования трафика на платных автодорогах, а также с новой формулой расчёта оптимального тарифа для пользователей. Стандарт под названием «Дороги автомобильные общего пользования. Прогнозирование интенсивности движения на платных участках» разработал Санкт-Петербургский НИИ информационных технологий, механики и оптики совместно с корпорацией «Строй Инвест Проект» .
По данным «Коммерсанта», в проекте нового ГОСТа множество формул, таблиц и графиков. Предполагается, что для расчёта вероятного трафика будет использоваться как компьютерное моделирование, так и опросы водителей. Результаты закладываются в формулу. В качестве примера приводится расчёт для шестиполосной скоростной дороги протяжённостью 43 км, по которой можно ехать со скоростью до 110 км/ч (у неё есть два бесплатных дублёра – 56 и 38 км, лимит скорости – 85 км/ч). Известно, что максимальная выручка оператору дороги придёт при тарифе около 40 рублей, в этом случае суточный трафик составит примерно 7 тыс. автомобилей.
Новый ГОСТ пригодится, в том числе, компаниям, которые только планируют участвовать в строительстве дорог в рамках государственно-частного партнёрства. Раньше им приходилось обращаться к зарубежным компаниям, но их расчёты не учитывали российскую специфику. Кстати, если заниженный в расчётах трафик приводит к пробкам, то завышенный – к тому, что владельцы недополучают доходов.
Отметим, будущий документ можно будет применять на уже действующих участках. Так, с его помощью можно будет вводить реверсивные полосы на пунктах взимания платы (чтобы в зависимости от нагрузки менять число полос для движения в определённую сторону).