Цена страховки для владельцев легковых машин продолжает снижаться, но уже не так интенсивно, как в начале года.
Первый этап реформы «автогражданки» стартовал в январе 2019 года. Тогда был расширен тарифный коридор: сейчас страховщики могут выбирать значение базовой ставки из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. Помимо этого, в системе расчёта цены полиса изменился коэффициент возраста и стажа (КВС): теперь у него не 4, а 58 градаций. Из-за этого для молодых водителей «автогражданка» стала дороже, а автомобилисты пенсионного возраста с безаварийным стажем получили дополнительную скидку в размере 7%. Чуть позже, в апреле, «обновили» и главный скидочный коэффициент – бонус-малус (КБМ). Теперь его значение может быть только одно (вне зависимости от того, в скольких полисах числится водитель), причём пересчитываться оно будет раз в год – 1 апреля.
Всё вышеперечисленное, плюс увеличение доли водителей с безаварийным стажем, привело к тому, что полисы ОСАГО в среднем по стране стали доступнее по цене. Однако эта динамика замедляется. Так, в январе – апреле 2019 года полисы для физлиц, владеющих легковушками, подешевели на 5,62% (по сравнению с тем же периодом 2018-го). Однако за июль текущего года «автогражданка» для этой же категории водителей стала дешевле уже всего на 3,08%. Сейчас средняя цена полиса в России составляет 5 363 рубля (в июле прошлого года – 5 407 рублей). Скорее всего, замедление динамики – это следствие нового срока для пересчёта КБМ, а также того, что страховщики начали поднимать базовые ставки в некоторых регионах.
Размер средней выплаты по ОСАГО тем временем продолжает расти. В январе – июле 2019 года зафиксировано увеличение на 4,3%: средний по стране платёж за год вырос с 64,1 до 66,9 тыс. рублей. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, сумма выплат по страховым случаям за этот же период выросла на 10,4% – с 79,78 до 88,09 млрд рублей. При этом от продажи страховок компании получили в общем 123,54 млрд рублей, что на 4,2% меньше, чем в январе – июле 2018-го.
В скором времени стартует второй этап реформы ОСАГО. Ранее предполагалось, что он начнётся уже осенью 2019-го, однако сроки вступления в силу изменений решили сдвинуть на начало будущего года. Следующий этап предполагает дальнейшее расширение тарифного коридора. Так, с 1 января 2020-го тариф расширится на 40% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, а с 1 октября того же года – ещё на 30%. В итоге тариф станет практически свободным.
Помимо этого, в начале 2020 года планируется избавить систему расчёта цены полисов от территориального коэффициента, а в начале октября следующего года – от коэффициента мощности двигателя. Напомним, недавно власти решили признать то, что на поведение водителя на дороге не влияет то, где он живёт и какой машиной управляет.
Вместо этих двух коэффициентов появится другой, который зависит от неоднократных грубых нарушений ПДД. Для водителей с соответствующими штрафами ОСАГО обойдётся дороже. Страховщики также хотели бы отслеживать манеру вождения водителей, но для этого понадобится установка телеметрических приборов, и по-прежнему непонятно, за чей счёт их будут покупать и размещать в автомобилях клиентов. Также с 1 января 2020-го планируется повысить лимит выплат за причинение вреда жизни и здоровью при ДТП. Сейчас по ОСАГО максимальная планка установлена на отметке 500 тыс. рублей. Предлагается увеличить её до 2 млн рублей. Кстати, несмотря на то что по этому риску не так уж много выплат, страховщики обещают повысить тарифы из-за этого изменения. Возможно, нынешнее удешевление «автогражданки» в будущем позволит компаниям менее «болезненно» поднимать цены.