Летом Европейскую часть России заливали дожди, а за Уралом из-за жары по тайге прошелся огненный смерч. Пожары полыхали преимущественно по естественным причинам, а в Минприроды РФ готовы противопоставить стихии усовершенствованную систему контроля и реагирования.
фото: pixabay.com
За всю историю наблюдений
Гидрометцентр России и Национальный центр США по исследованию океана и атмосферы (NOAA) объявили, что средние температуры воздуха за июнь и июль 2019 года в Северном полушарии Земли стали самыми высокими в истории или повторили прежние рекордные достижения за 130 лет наблюдения.
В России от Таймыра до Чукотки и в Восточной Сибири средние показатели превысили нормы на 2-4 С° и более. Причем температура ниже обычного в это время наблюдалась на Европейской части России, а также в Приморье и на Сахалине.
Жара и отсутствие дождей не заставили долго ждать пожары в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия). В этом году пожаров возникло несколько больше, чем в прошлом – но их количество существенно не дотягивает до средних значений за десятилетие. На 10 сентября пройденная лесными пожарами площадь составляет около 10,2 млн га, в 2018 году было 8,6 млн га. При этом в зоне активного тушения площадь пожаров сократилась более чем на треть, а в зоне пассивной охраны лесов от пожаров – на труднодоступных и удаленных территориях – она выросла.
Кстати, для тех, кто склонен во всем винить глобальное изменение климата, любопытно будет узнать – в 1915 году в Сибири при пожарах погибло 12,5 млн га леса.
Жарко было и в Гренландии, но там нет лесов. А вот разогретую Канаду и Аляску огненный смерч не обошел стороной. В Канаде из 347 млн га лесов горело 1,73 млн га.
В США регулярно горит Калифорния, а на Аляске в этом году огнем была охвачена территория почти в 800 тыс. га, что больше обычного.
Как и в России, везде пожары в отдаленных районах возникали по естественным причинам – виноваты «сухие грозы», без выпадения осадков. Они не страшны для молодых, но очень опасны для возрастных лесов, где много сухих и перестойных деревьев.
По данным Минприроды РФ, основной прирост пожаров в нашей стране в этом году (более половины) произошел как раз в труднодоступной или недоступной зоне.
Проблема пожаров не в том, что они возникают, а в том, как с ними справляются.
Глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин, назначенный на должность чуть более года назад, предлагает поменять систему противопожарной охраны лесов в стране.
фото: kremlin.ru
Первое, как ни банально, нужно постоянно просвещать и напоминать людям о необходимости соблюдать меры безопасности в лесу (человеческий фактор – основная причина лесных пожаров вблизи населенных пунктов).
Второе – наладить надежную систему обнаружения пожаров.
Третье – обеспечить оперативность реагирования наземных и авиационных служб, чтобы срок с момента обнаружения до момента начала тушения был как можно короче.
Все это тесно связано с оснащением пожарной техникой региональных наземных лесопожарных служб, увеличением численности личного состава, а также пожарно-десантной группировки "Авиалесоохраны". Необходимо продолжить развивать и систему обнаружения пожаров через службу мониторинга "ИСДМ-Рослесхоз", в том числе и через космическое наблюдение.
В правительство направлено предложение, согласно которому решения по установлению «зон контроля» лесных пожаров должны приниматься не главами регионов, а на федеральном уровне. Министр также поручил проанализировать, насколько эффективно регионы использовали переданные им полномочия по предотвращению лесных пожаров и финансовые ресурсы, выделенные на эти цели.
Минприроды также готовит предложение в правительство о господдержке предприятий, если на них будут возложены дополнительные функции восстановления и охраны лесов.
Дмитрий Кобылкин уверен, что для защиты лесов от пожаров и «черных лесорубов» необходимо увеличивать и число лесничеств, как это было во времена СССР. Тогда в Российской Федерации насчитывалось 85 тысяч лесных инспекторов, а сейчас не больше 20 тысяч.
Одним словом, пока в лесу не будет хозяина, будут и незаконные вырубки, и пожары, а вместе с тем и угроза разнообразию природного мира.