Правительство «с мантрами» одобрило бюджет на три года

Судьба ФНБ при этом остается темной

При подготовке бюджета на 2020 год, а также на плановый период 2021-2022 годов правительство исходило из того, что он должен быть социально ориентированным. Эти слова премьера Дмитрия Медведева, прозвучавшие на заседании правительства 19 сентября, наши эксперты подвергли сомнению. Они напоминают, что только по официальным данным доходы населения снизились за последние пять лет на 11%, а по собственным ощущениям граждан — в разы больше.

Правительство «с мантрами» одобрило бюджет на три года

фото: Наталья Мущинкина

В перечень ключевых тезисов, обозначенных Медведевым, вошло заявление о сбалансированности бюджета, более того, о его неминуемой профицитности в перспективе ближайших трёх лет. Премьер сообщил также, что в 2020-2022 годах правительство выделит на реализацию нацпроектов 7 трлн рублей. Другая знаковая мысль: темпы роста отечественной экономики не соответствуют уровню поставленных задач, поскольку не всё зависит от внутренней ситуации в России. Помимо санкций, нам очень мешает торговое противостояние США и Китая, тормозящее рост мирового ВВП и снижающее спрос на энергоносители.

Правительство одобрило проект трехлетнего бюджета, однако подробные его параметры пока не обнародованы. Известно лишь, что он будет рассчитан на основе прогноза Минэкономразвития, по которому рост экономики в 2020 году составит 1,7%, а в 2021-2022 годах — на уровне 3,1% и 3,2%. МЭР ожидает также рост реальных располагаемых доходов населения в 2020 году на уровне 1,5%, в 2021-м — 2,2%, в 2022-м — 2,3%.

Одним из самых «тёмных» вопросов в проекте бюджета остаётся то, как именно государство собирается распорядиться средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Напомним, уже в этом году ликвидные активы ФНБ превысят показатель в 7% ВВП, что даст властям право в 2020-м инвестировать «излишние» резервы.

«Учитывая нестабильность на мировых рынках, мы сохраняем механизм «бюджетного правила», который позволяет снижать влияние внешних факторов, обеспечивая запас прочности», — заявил Медведев. А события возможны любые, такие, как недавняя атака на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии, заметил премьер. Поэтому правительство зафиксировало цену отсечения на уровне $42,4 за баррель марки Urals в 2020 году.

Такая предусмотрительность властей похвальна, однако в докладе Медведева нет ответа на вопрос, за счет чего планируется поднять доходы населения, отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, чтобы люди могли больше зарабатывать, нужно, прежде всего, перестать «душить» бизнес, а сейчас всё происходит ровно наоборот.

«Пока работодатель не почувствует себя уверенно, пока он не будет готов конкурировать за рабочую силу и повышать уровень оплаты труда, роста доходов населения не случится. Всё остальное — это просто сиюминутные сглаживания постоянно возникающих накладок и тонких мест. Сложно ожидать, что в ситуации с доходами наступит некий коренной перелом именно тогда, когда экономика грозит скатиться в стагнацию», — говорит Бодрова.

По словам директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, наблюдается планомерное сокращение расходов на социальные обязательства — и в системе здравоохранения, и по линии страховых выплат, в том числе — пострадавшим после стихийных бедствий. Снижаются, или не индексируются расходы, связанные с материнским капиталом. С другой стороны, всё больше средств уходит на инфраструктурные проекты (они же нацпроекты), на содержание аппарата силовиков и чиновников, причём в последнем случае — по засекреченным статьям.

«Поскольку деньги вывозить из страны сейчас небезопасно, есть риски их невозврата из США и других юрисдикций, эти капиталы остаются в России и направляются на бесконечное «прокручивание» инфраструктурных проектов, что и будет закреплено в нынешнем бюджете», — резюмирует Исаев.

Слова Медведева о «социальной ориентированности» — это некий популистский сигнал, считает член-корреспондент РАН Руслан Гринберг. Мол, правительство даёт понять людям: мы чувствуем, что вы недовольны, что есть запрос на справедливость. В реальности наука, культура, образование и здравоохранение пребывают в глубоком кризисе, отмечает аналитик. Эти четыре сферы проходят необратимый процесс коммерциализации, инициированный сверху. «Любая власть, даже самая демократическая, всегда поддаётся искушению «золотым тельцом», и наша — не исключение. А что касается оценки бюджета, это мантра такая — время от времени повторять, что у нас социальное государство», — утверждает Гринберг.

Читайте также: Ситуация в стране заставила правительственных экономистов занервничать: пять доказательств тремора

Источник: mk.ru