В I пол. 2019 г. судостроительные предприятия России построили 26 гражданских судов и 5 крупных военных кораблей (учтены суда и корабли тоннажем более 50 тонн).
По данным исследования «Заказы на строительство судов на верфях РФ: Итоги 2018-2019 годов», подготовленного специалистами INFOLine, в I пол. 2019 г. судостроительные предприятия России построили 26 гражданских судов и 5 крупных военных кораблей (учтены суда и корабли тоннажем более 50 тонн).
Наиболее крупными выполненными военными заказами (как по стоимости, так и по тоннажу) стали малое гидрографическое судно проекта 19910 «Александр Рогоцкий», строительство которого велось с 2015 г. на ОАО «Благовещенский судостроительный завод», и патрульный катер открытого моря пр. 22160 «Дмитрий Рогачев», переданный АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» в июне 2019 г.
В сфере гражданского судостроения наиболее значимым событием стала окончательная передача АО «Балтийский завод» заказчику АО «Концерн Росэнергоатом» плавучего энергетического блока (ПЭБ) «Академик Ломоносов». Строительство и испытания блока длились более 10 лет, плавучая атомная теплоэлектростанция будет эксплуатироваться в г. Певек Чукотского автономного округа.
Более 60% суммарного тоннажа сданных в I пол. 2019 г. гражданских судов (или 18% суммарной стоимости) пришлось на ПАО «Завод Красное Сормово» и АО «Окская судоверфь», выполняющими заказы на серийно строящиеся суда. ПАО «Завод Красное Сормово» (входит в АО «ОСК») завершила строительство серии из 4 ед. сухогрузов пр. RSD 59 для ООО «СК Идель». АО «Окская судоверфь» передала ООО «Пола Райз» восьмую в серии несамоходную нефтеналивную баржу «Белмакс 8», а также ООО «Димар Фрахт» первые четыре сухогруза пр. RSD 32M (Навис-1, Навис-2, Навис-3 и Навис-4). К концу 2019 г. планируется завершить строительство всей серии из 8 ед.
Отечественная судостроительная отрасль по итогам 2019 года продемонстрирует рост по сравнению с 2018 годом: будет сдано около 150 гражданских и военных судов (+17%, 2018 г. – 130 ед.) совокупным тоннажем порядка 500 тыс. тонн (+66%, 2018 г. – 302,4 тыс. тонн) и стоимостью около 240 млрд руб. (+45%, 2018 г. – 167 млрд руб.).
До конца 2019 г. ожидается передача ВМФ РФ головной атомной подводной лодки пр. 955А Борей -А (09552) – «Князь Владимир» (строительство ведется на АО «ПО Севмаш»), фрегата пр. 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Касатонов», морского буксира пр. 23120 «Всеволод Бобров», корвет пр. 20385 «Гремящий» (строительство ведется на ПАО «Судостроительный завод Северная верфь») и др. На АО «Дальневосточный завод Звезда» должен быть достроен плавучий док пр. 23380 тоннажем 43 тыс. тонн, предназначенный для обслуживания подводных лодок нового поколения.
В сфере гражданских судов во II пол. 2019 г. должно завершиться строительство первых рыболовных судов, строящихся по инвестквотам. Так, до конца года АО «Прибалтийский судостроительный завод Янтарь» должен передать Рыболовецкому колхозу им. Ленина три траулера-сейнера пр. SK-3101R; ОАО «ЛСЗ Пелла» траулер пр. 03095 «Андромеда» группе компания «Мурмансельдь 2» и др.
Среди серийных проектов ожидается выполнение НАО «Судостроительный завод Лотос» заказа на строительство двух танкеров-химовозов для ООО «Волготранс» и двух барж пр. 7514 для ФГБУ «Морспасслужба»; ПАО «Завод Красное Сормово» — первых трех из 11 законтрактованных сухогрузов пр. RSD 59 для ПАО «ГТЛК»; ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» — четырех буксиров-спасателей пр. MPSV12 для ФГУ Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта.