Для этого специалисты воспользовались «двойной» системой подкрепления
Ученые из Королевского мельбурнского технологического института и Тулузского университета выяснили, что при должной тренировке пчелы способны считать дальше четырех. По словам специалистов, насекомые способны быстро понять, что в некоторой точке находится более четырех одинаковых объектов. Считается, что даже людям необходимо прикладывать некоторое усилие, чтобы мгновенно справиться с этим заданием.
фото: pixabay.com
О выдающихся «математических способностях пчел было известно и ранее. Летом прошлого года специалисты из Королевского мельбурнского технологического института пришли к выводу, что эти насекомые, в некотором роде, разбираются в математике лучше средневековых европейцев. Дело в том, что они способны понять концепцию нуля как числа меньшего, чем единица, а не просто отсутствия чего-то, в то время как люди веками считали подобную концепцию слишком «абстрактной». Именно поэтому не существует римской цифры, соответствующей нулю, и даже в средневековой Европе идея существования этого числа, пришедшая из Индии, прижилась далеко не сразу. Также ученые предполагают, что пчелы неплохо владеют и некоторыми другими аспектами арифметики, включая счет, сложение и вычитание.
Более того, в июне 2019 года австралийские ученые нашли свидетельства в пользу того, что пчелы могут понять, что определенный символ может соответствовать тому или иному количеству объектов или наоборот — до этого считалось, что орудовать цифрами могут лишь люди. Как выяснилось, пчелы могут запомнить, что определенный символ соответствует определенному количеству фигур или, напротив, что количество соответствует символу, однако для них это было двумя независимыми друг от друга ассоциациями. Например, если пчелам продемонстрировали, что некая цифра обозначает определенное число, они понимали это, но если видели только число, не связывали его с этой цифрой, «перевернув» ассоциацию.
Новую научную работу специалисты из Австралии проводили в сотрудничестве с французскими коллегами. Специалисты предлагали пчелам выбор между двумя проходами, рядом с одним из которых располагалось четыре объекта, а рядом с другим — большее их количество. Некоторых пчел кормили сладкой жидкостью за правильный выбор, а другим, помимо этого, давали горькое питье, если те ошибались. Как выяснилось, метод «кнута и пряника» позволил научить пчел считать более чем до четырех, в то время как одного лишь поощрения было до этого недостаточно.
Исследование было опубликовано в научном издании Journal of Experimental Biology.